Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество13 июля 2008 22:00

Епископ Венский Иларион: «Диомидовщина - спланированная акция, чтобы расколоть Православную церковь!»

[English version]

English version: Bishop Hilarion of Vienna reflects on Chukotka's Diomid, opening the doors to other faiths

В последние недели пошли разговоры о назревающем расколе в русском православии, который организует епископ с далекой Чукотки Диомид. Одни называют его динамитом, грозящим взорвать церковь, борцом за чистоту веры, другие - православным аятоллой, провокатором. В конце июня Архиерейский Собор постановил лишить Диомида сана.

Прокомментировать ситуацию мы попросили главу представительства Русской православной церкви при европейских международных организациях, епископа Венского и Австрийского Илариона.

- Владыка, объясните, почему именно сейчас возник такой ажиотаж вокруг письма с Чукотки, опубликованного полтора года назад?

- Было не одно письмо. Было несколько открытых писем и обращений за подписью епископа Диомида и клириков его епархии, интервью и видеокассет с его обращениями. Так что речь идет о целой серии публичных выступлений, которые тиражируются через Интернет и другие СМИ. Епископ Диомид обвиняет Русскую церковь и весь ее епископат, включая Святейшего Патриарха, в так называемой «ереси экуменизма», а также во многих других «отступлениях от чистоты Православия».

- Диомид подкрепляет свои обвинения цитатами из святых отцов. Каюсь, я не силен в богословии, как и большинство читателей нашей газеты. Но догадываюсь, что любую позицию можно убедительно обосновать цитатами из Библии, Евангелия, Апостолов, богословских трудов, вырванными из контекста, временных рамок. Как советские литературные критики лупцевали друг друга цитатами из Ленина.

- Я уже имел случай говорить о том, что материалы, которые распространяются в Интернете и антицерковной прессе за подписью епископа Диомида, все в совокупности и каждый в отдельности представляют собой провокацию, спланированную с целью расколоть нашу Церковь, посеять недоверие к ее священноначалию. Эти материалы построены на лжи и дезинформации, они рассчитаны на людей, мало сведущих в церковной тематике.

- А что такое экуменизм? Объясните для наших читателей.

- Так называемое экуменическое движение, то есть движение за сближение христиан разных конфессий, существует около сотни лет. Поместные Православные церкви участвуют в нем с конца 1940-х годов. Но они отвергают мнение некоторых протестантов о том, что есть некая всемирная «Невидимая церковь», а все существующие конфессии - католики, православные, протестанты - ее ветви. Эту «теорию ветвей» категорически не приемлет и Русская православная церковь. Мы считаем, что Православная церковь есть единственная истинная Церковь: Единая, Святая, Соборная и Апостольская.

Убеждение в истинности Православной церкви, однако, не мешает православным иерархам встречаться с представителями других христианских конфессий: католиками, протестантами. Разумеется, эти встречи проходят в рамках, дозволенных церковными канонами (правилами). Мы не можем и не должны совершать совместные богослужения: это каноны запрещают. Но мы можем сидеть вместе за круглым столом и обсуждать волнующие нас проблемы, например, демографический кризис.

Было бы странно и нелепо, если бы мы общались только со своими единомышленниками: православные с православными. В чем же заключается миссия Церкви, если она не будет вступать в контакт с людьми, находящимися вне ее?

Иногда говорят: «Православие не нуждается в миссионерстве. Оно свидетельствует об истине самим фактом своего существования». Это очень успокаивающая формулировка. Но думаю, что если бы апостолы после Воскресения Христова вдохновлялись именно такой идеологией и сидели за закрытыми дверьми в Сионской горнице, свидетельствуя о Христе лишь «фактом своего существования» и не общаясь ни с иноверными, ни с неверующими, христианская Церковь вряд ли распространилась бы по всему миру.

Мы должны свидетельствовать о Православии везде, где только возможно, в том числе перед лицом инославных христиан.

- Вернуть в стадо заблудшую овцу?

- Можно сказать и так. И не только с инославными, но и с иноверными, и с неверующими мы должны вступать в диалог. А нам говорят: закройте двери храмов для инославных и иноверных, не пускайте их. Иначе вы нарушаете каноны о недопущении молитвы с еретиками.

Давайте вспомним историю крещения языческой Руси! Князь Владимир направил своих посланников в разные страны, чтобы они выбрали для Руси истинную веру.

Патриарх Константинопольский, который был мудрее иных нынешних горе-богословов, допустил этих посланников в храм, несмотря на то, что они были еще язычниками. Красота богослужения их настолько пленила, что они почувствовали: «Здесь истина, здесь Бог». Вернувшись в Киев, послы рассказали князю, что сам Бог пребывает в этом храме и беседует с людьми.

Давайте спросим себя: а если бы послов не пустили в храм - поступили бы так, как от нас сегодня требуют «православные изоляционисты»? Если бы Патриарх поставил мнимое соблюдение канонов выше миссионерской цели? Ответ прост: тогда Русь не стала бы христианской.

- Возможно, на Чукотке просто нет католиков, протестантов…

- В России есть и другие места, где живут почти исключительно православные. На Западе же многие наши епархии, наоборот, существуют в очень тесном контакте с представителями других христианских конфессий. Мы не можем их игнорировать, мы не можем уйти в изоляцию.

Среди наших прихожан много тех, кто состоит в «смешанных браках». Одна моя прихожанка в Вене замужем за англичанином. Она православная, а он член Англиканской церкви; дети крещены и воспитываются в православном духе. Одно воскресенье вся семья ходит к нам в храм: жена и дети причащаются, а муж просто стоит и молится. Другое воскресенье они идут в англиканский храм (расположенный на той же улице): там муж причащается, а жена и дети вместе с ним молятся. Что в этом плохого? Но, если следовать идеологии епископа Диомида, я должен им это запретить. Мол, нарушение канонов: «молитва с еретиками». И вообще «брак с англиканином - это грех, блуд, апостасия».

Православный может войти в инославный храм, где находятся святыни, почитаемые всеми христианами. Он может войти в инославный храм, в том числе и во время богослужения. Тысячи паломников из России, Греции, других православных стран ежегодно приезжают в католический храм города Бари и поклоняются мощам святителя Николая. Служат литургии на латинском престоле.

А вот совместных богослужений не происходит, так как это запрещено церковными канонами.

- Почему, Владыка?

- Совместное богослужение создавало бы иллюзию единства между православием и католичеством или между православием и протестантизмом. А этого единства нет.

- Ну а епископ Диомид обвиняет Патриарха в том, что он якобы совершал совместное богослужение с католиками в соборе Парижской Богоматери осенью прошлого года.

- Я участвовал в визите Святейшего Патриарха во Францию. Были там и другие иерархи нашей Церкви, в том числе Русской зарубежной, которые всегда очень отрицательно относятся к экуменизму. Сообщаю, что там было на самом деле.

Вынесли общехристианскую святыню - Терновый венец Спасителя. Перед ним была совершена молитва католиками. А ПОСЛЕ этого православный священник совершил молебен. Не было СОВМЕСТНОГО богослужения: были две РАЗНЫЕ акции - молитва католиков перед общехристианской святыней и затем, по ее окончании, православный молебен, совершенный православным священником.

Храм был переполнен: присутствовали около семи тысяч человек! Говорят, такого столпотворения там не бывает даже на Пасху. Один из архиереев зарубежной Церкви, когда я спросил его о впечатлениях, сказал: «Это было величайшее торжество Православия».

И это торжество Православия епископ Диомид объявил чуть ли не предательством веры. Он даже отправил Патриарху открытое письмо, требуя от него покаяния: Иуда, мол, не покаялся и погиб, а у Вас, Ваше Святейшество, еще есть шанс покаяться. Так писать может только человек, потерявший и разум, и совесть.

Епископ Диомид также обвиняет Церковь в «молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти». Но, во-первых, утверждение о том, что политика существующей власти антинародная, является частным мнением епископа Диомида и не отражает мнения основной массы людей (вряд ли более 70% проголосовали бы на выборах за действующую власть, если бы считали ее антинародной). А, во-вторых, Церковь далеко не всегда соглашается с политикой государства и нередко выступает с критикой тех или иных решений (например, недавнее решение об отмене отсрочек от армии для священнослужителей).

- Православный журналист Валерий Коновалов, мой давний приятель, был в Анадыре. Диомид рассказывал ему, что губернатор Чукотки помог строить храм, и потому прихожане молятся за Романа Аркадьевича. Хотя для многих россиян Абрамович - фигура одиозная.

- Речь не о том, одиозная ли фигура Абрамович или нет. А о том, что епископ Диомид, обвиняя высшее церковное руководство в сотрудничестве с властью, сам на местном уровне очень охотно шел на контакт с властью в лице губернатора Абрамовича. И молился за него в храме, о чем сам с гордостью говорил в одном из интервью. А в другом интервью называл Абрамовича «некрещеным иудеем».

Значит, молиться за некрещеного иудея в православном храме можно, а сидеть за одним рабочим столом с иудеями на межрелигиозном саммите в Москве нельзя?

Он ведь и в этом обвинял Патриарха: что, мол, Патриарх участвовал в саммите религиозных лидеров и заявлял, что у христиан, мусульман и иудеев один Всевышний и общие нравственные ценности.

Епископ Диомид призывает, чтобы в богослужение были вставлены молитвы о даровании нам православного царя. Тот факт, что в России отсутствует монархия и мы не боремся за ее восстановление, Диомид считает нарушением соборных клятв 1613 года. Тогда, напомню, после Смутного времени, на Руси был созван земский Собор, чтобы избрать нового царя. Выбор пал на 16-летнего Михаила Романова. И весь народ присягал ему на верность. Отмечу: это был не церковный Собор, а земский (народный), не имеющий для Церкви никакой канонической силы.

Но говорить теперь, четыреста лет спустя, что мы должны отказаться от повиновения нынешней власти, вернуться к клятвам 1613 года и молиться о даровании царя? Это частная позиция епископа Диомида, и она не может быть навязана всей церкви. Если Церковь станет поддерживать ту или иную политическую идеологию, она перестанет быть духовным домом для людей различных политических убеждений.

В дополнение ко всему прочему епископ Диомид призывает отказаться от мобильных телефонов, борется против ИНН и штрих-кодов. При этом, по меткому выражению архиепископа Ставропольского Феофана, охотно «шмыгает» по Интернету, при помощи которого распространяются его воззвания.

- Я думал, что борьба с ИНН уже в прошлом. Еще покойный старец Иоанн Крестьянкин однозначно высказался против этой борьбы.

- Старцы не авторитет для епископа Диомида. Епископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой Лавры, год назад ездил на Чукотку вместе со старцем Наумом, одним из наиболее известных сегодня духовников.

Пытались совместными усилиями привести в чувство епископа Диомида. Увещания старцев не имели никакого успеха: человек совершенно не способен на диалог и не хочет диалога. Ни Патриарх, ни архиереи, ни старцы ему не указ.

Борьба за чистоту веры необходима. Но она должна вестись церковными средствами.

Именно такими средствами и воспользовался в конце июня Архиерейский Собор, когда обсуждался вопрос, что делать с епископом Диомидом. Собор констатировал, что этот человек противопоставил себя всей Церкви, а потому заслуживает извержения из сана. Фактически Собор уже изверг его из сана. Но «с отсрочкой исполнения приговора» до следующего заседания Священного Синода. Чтобы дать епископу Диомиду возможность принести покаяние, вернуться в семью архиереев Русской церкви, от которой он сам себя отлучил.

- Когда состоится Синод?

- Вероятно, 17 июля, накануне праздника Преподобного Сергия Радонежского. До этого времени епископ Диомид должен покаяться, либо вступит в силу решение об извержении из сана. То есть он будет уже не епископом, а простым монахом.

- От Церкви его не отлучат?

- Сразу не отлучат. Но если он продолжит свою раскольничью деятельность, то будет впоследствии отлучен от Церкви, как было с Филаретом Денисенко.

Конечно, он в таком случае скажет, что Церковь - это он, а не мы. Он уже сейчас это говорит: я архиерей Русской православной церкви, но я не подчиняюсь «еретической иерархии». У него будет свой виртуальный мир, в котором он станет «патриархом» или «первоиерархом», будет интернет-сайт, который станет его раскручивать и создавать иллюзию массовой поддержки его деятельности. Такой сайт, впрочем, уже есть. И не один.

- Как, на ваш взгляд, будут развиваться события?

- Похоже, что покаяние он приносить не собирается, о чем уже заявил открыто.

В очередном интервью он сообщает, что приедет в Москву и построит себе храм или монастырь. А на замечание, что в столице нелегко купить участок, отвечает: земля уже есть. Создается впечатление, что какая-то группа лиц просто толкает епископа Диомида на разрыв с Православной церковью. Все заранее подготовлено и проплачено.

А потом его объявят патриархом или «митрополитом всея Руси», придумают ему громкий титул. Он будет носить две панагии. Будет жить в Москве, у него будет свой храм или монастырь. Найдутся люди, которые будут все это финансировать. Его сторонники уже сейчас пишут, что у Русской церкви два Патриарха: один «формальный», официальный, а другой «духовный», народный, «истинный».

И вся эта «буффонада», как выражался Святейший Патриарх Сергий, будет продолжаться до тех пор, пока хватит сил у ее организатора и вдохновителя. А потом наступит либо отрезвление и покаяние, либо Страшный Суд. Tertium non datur!

Диомидовщина - это политический проект. Такие проекты уже были. Уже существуют разные раскольничьи структуры и их возглавители с громкими титулами. Но эти структуры настолько маргинальны, настолько ничтожны по количеству членов, что реальной альтернативы Русской православной церкви не представляют. Диомидовщина - попытка очередного, более массового раскола.

Это акция, сознательно спланированная и раскрученная, чтобы навредить Церкви и расколоть ее.

- Кому это выгодно?

- Тем силам, которые заинтересованы в расколе и ослаблении Русской православной церкви.

- Противников РПЦ и так хватает. Вспомним письмо группы академиков против клерикализации, как они пишут, общества. Бурную дискуссию о том, надо ли вводить в школах изучение основ православной культуры. Движение диомидовцев им на руку. Смотрите, дескать, какие дремучие эти церковники, против мобильников выступают…

- Противники Церкви всегда найдут доводы в поддержку своей позиции. Самое главное сейчас то, что Церковь ясно высказалась по всем пунктам, которые озвучивает епископ Диомид. Имеется решение Архиерейского Собора, имеется четкий анализ, сделанный Богословской Комиссией Русской православной церкви.

Богословская комиссия признала взгляды епископа Диомида абсолютно несостоятельными, а его деятельность оценила как каноническое преступление.

Если он окончательно встанет на путь раскола, то будет продолжать собирать вокруг себя единомышленников. Фактически это превратится или уже превратилось в секту. В истории Церкви такие случаи бывали. Мы сожалеем о том, что один из наших собратьев - архиерей - встал на этот путь.

В своих видеообращениях епископ Диомид сравнивает себя с Максимом Исповедником, который противостоял ереси, когда многие епископы ее поддерживали. Мы знаем, кто был Максим Исповедник, а кто такой епископ Диомид. Преподобный Максим был одним из величайших отцов Церкви, чьи писания до сих пор являются эталоном православного богословия. А епископ Диомид, как стало известно на Архиерейском Соборе, представил в Московскую духовную академию под видом кандидатской диссертации работу, на 70 процентов списанную с одной дореволюционной книги. Рецензенты обнаружили плагиат и не дали ему возможности защитить диссертацию, что, впрочем, не помешало ему позже опубликовать работу под своим именем. Если человек способен на такие вещи, ему вряд ли стоит сравнивать себя с Максимом Исповедником…

- История с диссертацией случилась уже после появления писем с Чукотки?

- Намного раньше. Когда он еще был архимандритом.

- Как же тогда Диомид стал епископом?

- Этот вопрос задают очень многие, но ставить его теперь уже не имеет смысла. Мы ведь не задаем вопроса, почему Христос призвал Иуду на апостольское служение. Каждому человеку, которого Бог избирает на служение, дается шанс стать апостолом. Но он может стать и предателем. Зависит это от его личного выбора.

Когда я сидел на Архиерейском Соборе, мне вдруг пришла мысль: ведь не менее половины из нынешних архиереев Русской православной церкви рукоположены Святейшим Патриархом Алексием. Его рука лежала и на моей голове, и на голове епископа Диомида. Я не могу без священного трепета и ужаса вспоминать момент моей архиерейской хиротонии - события, которое изменило всю мою жизнь. Я помню, с какой любовью и с каким отеческим вниманием Святейший Патриарх отнесся к моей архиерейской хиротонии. Он предусмотрел и обсудил со мной каждую деталь вплоть до облачения, в которое я буду одет в день рукоположения.

И я уверен, что точно так же несколькими годами ранее Святейший Патриарх отнесся к хиротонии епископа Диомида. Как человек, призванный на апостольское служение по воле Святейшего Патриарха, мог восстать против своего отца? В моей голове это не укладывается. Некоторые архиереи на Соборе сравнивали поступок епископа Диомида с грехом Хама. Нет, то, что он совершает, это не просто «хамство». Это настоящее предательство. Это не Хамов грех: это Иудин грех.

- А вопрос на Архиерейском Соборе о его судьбе своевременно поставили? Может, следовало еще подождать?

- Ждать было невозможно: по крайней мере так сочли архиереи. Но ему дан срок для покаяния, и этот срок еще не истек. Некоторые считают, что надо было раньше реагировать на сигналы, поступавшие с Чукотки. Но, опять же, теперь поздно об этом говорить. Думаю, высшая церковная власть надеялась на то, что он изменит свои взгляды, покается. К сожалению, этого не произошло.

- Что делать нам, простым мирянам? В леса убегать, на Чукотку, в пещеры пензенские зарываться?

- Именно туда нас и зовет епископ Диомид. Но сам он не уйдет в пещеры. Переберется в Москву, будет распространять свое лжеучение. Поле деятельности здесь обширнее, чем на Чукотке. Знаете, что он сказал на днях? «Наша епархия (т. е. Чукотская) небольшая - всего 19 приходиков… А последователей у моей позиции очень много. Это и Россия, и Белоруссия, и Украина… Когда этот волчий Собор произошел, мне многие звонят даже из дальнего зарубежья: из Японии, Ирландии, Нидерландов звонили в поддержку и с крайним возмущением таких действий». Это дословная цитата.

Церковь вверила ему епархию - пусть небольшую, отдаленную, но полноценную епархию. А для него это… «приходики»! Да и что Чукотка? «Приходиков» всего девятнадцать, а тут еще и Абрамович уехал. Даже молиться в храме больше не за кого. Другое дело - Япония, Нидерланды… Епископу Диомиду хочется более обширного поля деятельности. Но проблема в том, что он полностью потерял ориентацию, он не может реально оценить свои силы и способности. Возмечтал о славе Максима Исповедника… Все это было бы даже комично, если бы не было столь трагично. Ведь некоторые соблазненные им люди ему верят, видят в нем и в самих себе столпов Православия.

А по сути дела появился очередной «поп Гапон», собирающий людей под свои знамена, чтобы повести их на борьбу неизвестно с чем, на защиту неизвестно чего.

Вы спрашиваете: что делать православным верующим? Ориентироваться на официальную церковную позицию, сохранять верность канонической Русской православной церкви, возглавляемой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, и не поддаваться на пропаганду раскольников. Нужно понимать, что мы живем в такое время, когда кто угодно может говорить что угодно, причем публично. И средства массовой информации сейчас доступны для каждого, во всяком случае, Интернет.

Лично каждый человек, в том числе епископ, может быть подвержен ошибкам. Но на то и существует «соборность Церкви», чтобы эти ошибки исправлять. А если архиерей называет своих собратьев «волчьим собором», то он, видимо, совсем потерял разум. Надо молиться о его вразумлении…

- Спасибо за беседу, владыка!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Диомид, епископ Анадырский и Чукотский (Дзюбан Сергей Иванович), 47 лет.

Родился на Украине в семье рабочего. Закончил Харьковский институт радиоэлектроники, работал в ДОСААФ.

В 1989 г закончил Московскую Духовную семинарию. В 1993 г - Московскую Духовную Академию.

С 1991 г находился в командировке в Камчатской и Магаданской (и временно Сахалинской) епархии.

В 2000 г рукоположен в епископа Анадырского и Чукотского.

27 июня 2008 г Архиерейский Собор Русской Православной Церкви осудил деятельность Диомида, содержащую в себе нарушение канонических норм и вносящущую соблазн в церковную жизнь. И постановил извергнуть из сана за клевету и ложь в адрес Священноначалия, возбуждение раскольнических настроений и действий. Ему дан срок для покаяния до 17 июля.

28 июня Священный Синод постановил уволить Диомида от управления Анадырской епархией. Временное управление поручено архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку.

Иларион, епископ Венский и Австрийский (Алфеев Григорий Валериевич), 42 года.

Родился в Москве.

Служил в армии.

В 1987 г по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

В 1989 г заочно окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 - Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

В 2003 г назначен епископом Венским и Австрийским с сохранением должности Представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

Доктор философии Оксфордского университета, доктор богословия Свято-Сергиевского института в Париже, приват-доцент Фрибургского университета. Автор более 600 публикаций, включая 20 книг по богословию, церковной истории, современной церковно-общественной проблематике. Автор музыкальных произведений камерного и ораториального жанров.

English version: Bishop Hilarion of Vienna reflects on Chukotka's Diomid, opening the doors to other faiths