Замминистра финансов России Сергей ШАТАЛОВ
Почему затянулась налоговая реформа, скоро ли введут рыночный налог на недвижимость и почему бизнесмены-иностранцы хотят жить в России? Об этом «Комсомолке» рассказал замминистра финансов России Сергей ШАТАЛОВ.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Сергей ШАТАЛОВ, заместитель министра финансов России. Доктор экономических наук. На высших должностях в Минфине трудится с 1995 года. Женат, имеет сына и дочь.
13% - это надолго
- Сергей Дмитриевич, вы не первый год курируете налоги в Минфине. Почему в России то и дело меняется налоговое законодательство?
- Убежден, что самая лучшая налоговая система - стабильная и предсказуемая. Это важно как для государства, несущего расходные обязательства, так и для предпринимателей, имеющих возможность строить бизнес-планы на перспективу.
- Что же мешает сделать налоговую систему стабильной?
- Во-первых, Россия все больше интегрируется в быстро меняющуюся мировую экономику, и это ставит новые задачи, в том числе в налоговой сфере. Во-вторых, необходимо исправить недоработки законодательства и создать новые инструменты, внедрение которых по разным причинам идет с большим трудом.
- Россия сейчас достаточно богатая: и с долгами расплачиваемся, и бюджет растет. Не пора ли на бизнесе ослабить налоговую «удавку»?
- Грех жаловаться - налоговая нагрузка невысока. Налог на доходы физлиц вообще один из самых низких в мире. Многие иностранные бизнесмены говорят, что хотели бы жить и работать в России.
- Но даже официальные лица заявляют о необходимости возвращения прогрессивной шкалы.
- Минфин такие идеи не поддерживает. Считаем, что 13% - это наше достижение.
- Но согласитесь, платить 13% с зарплаты в 5 тысяч рублей и столько же со 100 тысяч - несправедливо.
- Вопрос о справедливости неочевиден, поскольку с 5 тысяч гражданин заплатит 650 рублей, а со 100 тысяч - 13 тысяч рублей, то есть богатые платят больше. Проблема еще и в том, что по максимальным ставкам налог практически не платили. Состоятельные люди находят возможность минимизировать налоги.
- Может, тогда стоит правительству задуматься, как прикрыть такие лазейки?
- Думаем постоянно. Например, работаем над проблемой, как остановить безналоговый перевод доходов в оффшоры. Да и внутри России он позволяет добиваться впечатляющих результатов по минимизации налогов. Жесткое сопротивление проекту на протяжении многих лет свидетельствуют о том, что наше предложение не всем нравится.
Амнистии капиталов больше не будет
- Одна из возможностей возвращения капиталов в страну - налоговая амнистия. Но даже в Казахстане она прошла более успешно, чем в России...
- Конечно, амнистию можно было провести более эффективно. Сказались и недостаток информации, и слабая пропагандистская кампания. А если сравнивать с Казахстаном, то там наиболее эффективными оказались последние дни проведения амнистии. Свою роль сыграл административный ресурс.
- А что нам мешало включить административный ресурс?
- В Казахстане можно было внести деньги на счет, а потом их забрать без уплаты налогов. Наша конструкция предполагала, что 13% платить все-таки надо. Это более честный, но менее привлекательный подход. Мы дали возможность чувствующим за собой грехи получить индульгенцию. Но одни посчитали, что и так пронесет, другие при действующей ставке 13% легализовали доходы раньше без всякой амнистии.
- Правительство планирует повторить налоговую амнистию?
- Нет. Это разовая акция, которая хороша лишь при определенных обстоятельствах. Государство говорит: мы снижаем налоги, упрощаем правила игры, но с этого момента налоговый контроль становится более жестким, а чтобы граждане не боялись, проводим амнистию. Кроме того, по закону глубина налоговой проверки не может превысить 3 лет. Поэтому самые темные годы российской истории фактически уже закрыты для налоговых органов.
- Налоговые «скелеты из шкафа» уже точно не вывалятся?
- Разве что в рамках уголовного преследования, где сроки давности составляют до 10 лет.
Потери от снижения НДС сопоставимы с бюджетом оборонки
- Налоговые инспекции отпугивают россиян очередями, постоянно меняющимися формами бланков...
- Изменение бланков налоговых деклараций обусловлено изменениями законодательства, пока с этим придется мириться. Но в организации работы многое корректируется. Опросы среди предпринимателей показывают, что уровень доверия повышается. Правда, он не вышел пока даже на уровень 40%, но уже не 5 - 10%, как было десять лет назад. Это внушает оптимизм. Внедряются административные регламенты для налоговых органов по каждому виду деятельности, которой она занимается. Правительство уже в прошлом году установило критерии, на основании которых производится оценка работы органов ФНС. Они положены в основу премирования налоговых инспекторов. Такой подход, учитывающий и мнение общества, способен достаточно быстро улучшить деловой климат. Но надо понимать, что «титаники» быстро не разворачиваются.
- В России обвести государство считается за доблесть. Наша психология меняется?
- Меняется. Посмотрите, что было лет 15 назад. С исторической точки зрения это ничтожный срок. А с точки зрения того, какие изменения произошли в обществе, да и не только в части налогов, - они глобальные.
- Как найти золотую середину, чтобы налоговая нагрузка устраивала и бизнес, и граждан, и государство?
- Я не знаю ни одной страны, где налогоплательщики считают, что налоги не чрезмерны. Это противоречие существует в любом обществе. И, конечно же, неистребимо желание не платить налоги.
- С приходом нового президента, который считается либералом, вектор налоговой политики останется прежним?
- Основные цели обозначены. Открытым остается вопрос, как снижать налоговую нагрузку. Дискуссия публичная, которая, на мой взгляд, не должна переходить в политическую сферу.
- На днях помощник президента Аркадий Дворкович уверенно рассуждал о снижении НДС. Это решено?
- Для Дворковича - да.
- А для вас?
- В бюджетном послании президента использованы достаточно взвешенные формулировки, которые допускают разные сценарии в отношении снижения налоговой нагрузки. Мы считаем, что НДС не абсолютное зло, а снижение налогов должно давать наибольший эффект для развития экономики. С этих позиций снижение налога на прибыль может оказаться значительно интереснее. Снижение НДС с 18 до 12% приведет к бюджетным потерям порядка 900 миллиардов рублей, это 2% ВВП. Для сравнения: затраты на оборону сейчас составляют 2,4% ВВП. Вряд ли мы можем себе это позволить.
За жилье заплатим по полной?
- Что движет алкогольной реформой и почему нет результата? Рынок спиртного всегда славился огромными теневыми капиталами. ЕГАИС должна была сделать этот рынок прозрачным, но уже дважды приходила к кризису.
- Большие проблемы были в 2006 - 2007-х годах. Больше кризисов на этом рынке не будет. Если же говорить о ЕГАИС - идея-то хорошая, но претворение в жизнь оказалось не продуманным. Есть у нас национальный спорт - наступать на грабли. В идеале ЕГАИС должна отслеживать движение каждой бутылки от завода до магазина и покупателя. Тогда система давала бы дополнительные возможности для контроля и борьбы с нелегальной продукцией. Но изначально она была сконструирована так, что цепочка обрывалась в звене оптовой торговли, не затрагивая розничные продажи.
- Так если цели ЕГАИС не достигла, может, ее «похоронить»?
- Ее сейчас перенастраивают, и начиная с этого года она должна работать как информационная система для налоговых органов.
- Налог на недвижимость, рассчитываемый из рыночной стоимости, скоро появится?
- Наверное, к 2011 году. Хочу подчеркнуть, что введение этого налога не преследует цели взять дополнительные налоги с граждан. Задача в том, чтобы сделать налогообложение более справедливым. Владельцы дорогих особняков вполне способны заплатить больше, что позволит незащищенные слои населения, может быть, даже и полностью, освободить от налога.
- Одна из больных тем последнего времени - рост цен. Многие предприятия и малый бизнес жалуются, что платежи государству растут и они включают рост затрат в цену товара.
- Налоговая нагрузка снижается, но растут и прибыли, и взятки. Это сообщающиеся сосуды. Налоги на малый бизнес у нас небольшие, для них действуют льготные налоговые режимы. Но и для них в условиях инфляции рост затрат неизбежен.
ВОПРОС ДНЯ
Удастся ли избавить малый бизнес от гнета бюрократов?
Альфред КОХ, бывший вице-премьер правительства России:
- Боюсь, что бюрократический аппарат вырастет еще больше. Понадобятся чиновники, которые будут отслеживать количество проверок и кому будут жаловаться предприниматели. Начинать нужно по-другому - сокращать количество людей, которые занимаются проверками. Сбрасывать их как балласт.
Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»:
- Россия вполне приспособлена к тому, чтобы командным способом отменить любые препоны и провести в жизнь любое решение. Главное - политическая воля.
Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики:
- Хотелось бы верить в то, что удастся. Но как будут реагировать службы, у которых до сих пор был карт-бланш на проверки, - налоговая и милиция? Если принять конкретные меры, чтобы оградить от них малый бизнес, то его жизнь действительно станет легче.
Сергей ДОРЕНКО, радиоведущий:
- Нет, не удастся. Если отменить проверки, то куда девать чиновников, которые ими занимаются. Представьте, если сегодня они рассчитывают кредит на новый «Опель», а завтра становятся бомжами, они же станут социально опасными людьми.
Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:
- Если премьер с президентом действительно захотят облегчить жизнь малому бизнесу, то проблем у них с этим не будет.
Сергей ЕФРЕМОВ, предприниматель, Волгоград:
- Нужна программа, которая позволит предпринимателям через Интернет проследить путь любого документа. Тогда бюрократы не будут годами держать бумажки у себя, ожидая поклонов и подношений, а бизнесмены смогут жаловаться чиновничьему начальству на того, кто волокитит дело.
Евгений ПОЛЯКОВ, гендиректор турфирмы «Интурист-Чита»:
- Чиновники как брали, так и будут брать взятки.
Георгий РЯХОВСКИЙ, экономист, Калининград:
- Бюрократия, как и коррупция, - корабли непотопляемые.
Наталья, читательница сайта KP.RU, Санкт-Петербург:
- Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе...