Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
КАРТИНА ДНЯ28 января 2009 22:00

Новоизбранный Патриарх Кирилл: Христианство не должно быть музейным!

Митрополит Кирилл очень искренне рассказал о своем отношении к молодежи, привел ранее неизвестные истории из своей жизни
Источник:kp.ru

Давний друг «Комсомолки», руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского патриархата иеромонах Димитрий (Першин) еще в 2001 году готовил как редактор сборник «Миссия к молодежи: стратегия Церкви». На съезде православной молодежи он записал выступление митрополита Кирилла, которое включил в этот сборник для руководителей молодежных отделов Русской церкви.

Митрополит Кирилл очень искренне рассказал о своем отношении к молодежи, привел ранее неизвестные истории из своей жизни. С разрешения иеромонаха Димитрия мы публикуем отрывки из того выступления митрополита Кирилла. «Самое неожиданное здесь - это то, что за всем церковным служением митрополита Кирилла, за всей его обращенностью к молодежи стоит очень светлое монашеское предание, которым с ним, тогда еще ребенком, поделился старец-схимник, - предание о радости во Христе», - говорит иеромонах Димитрий. Как нам кажется, нынешний предстоятель РПЦ еще тогда очень точно сформулировал, какой он видит нашу церковь и как хотел бы ее обновить, наполнить общение с Богом радостью...

Из выступления митрополита Смоленского и Калининградского КИРИЛЛА на съезде православной молодежи.

(Москва, 2001 г.)

Можно ли архиерею улыбаться?

«...Теперь о внешнем облике верующего человека. Расскажу такую историю. Бог благословил мою жизнь опытом общения со святым человеком. Лет шести-семи от роду я был привезен родителями в Псково-Печерский монастырь к известному в то время старцу Симеону. Помню, я страшно боялся этого старца и его кельи. Но вот повели меня к нему, в вырытую в горе келью близ Успенского собора. Войдя в помещение с маленьким окошечком, я увидел выходящего мне навстречу из другой комнаты старичка в светлом подрясничке. Этот человек словно светился, знаете, как будто солнце заглянуло в тень. Радостным, веселым, светящимся был старец Симеон, и это теплое воспоминание о встрече с ним я сохраню до конца своих дней. Тогда я сказал себе, что это, наверное, и есть святой человек. Христианство - это вечная радость, но не нарочитая стодолларовая улыбка, а неоскудевающее радование о Господе и мире Божием.

Прямо противоположный и значительно более распространенный случай - одежда в черно-серо-коричневой гамме, мрачное выражение лица, ни тени улыбки. Какое радование, разве это можно верующему человеку? У меня есть родственница, которая меня по телефону все корит: «Почему ты улыбаешься, выступая по телевидению? Архиерею не полагается улыбаться». Это глубоко ошибочное представление о том, каким должен быть облик христианина. Взгляд верующего человека на жизнь отличается спокойствием и мудростью, а вера сообщает внутреннюю радость. У верующего во Христа нет причины посыпать главу пеплом. Это не новая тема в истории христианства. Вспомним Слово Божие: «Также, когда постись, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице, чтобы явится постящимися не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:16-18). Поэтому и мы должны быть свободны от необходимости соответствовать ложному, фарисейскому пониманию благообразия. Равным образом не следует и приходящих в Церковь молодых людей ставить в жесткие ограничивающие рамки: отныне одеваться следует так, а не иначе, о веселье и радости надо забыть, от занятий спортом отказаться, светскую музыку не слушать. Сковывая всеми возможными способами свободу движения вновь пришедших братьев и сестер, мы не только совершаем недопустимое и неразумное насилие над их волей, но и собственными руками отталкиваем от Церкви людей, ищущих Христовой Истины...

О благообразии

...Встречаю как-то утром на дороге к храму группу молодых женщин. Все как одна выглядят диковато, резко выделяются среди горожан, одеты странно и не по-людски. Оказывается, местный батюшка допускает женщин на службу не иначе, как в этой псевдоправославной униформе. Вот и ходят они в храм в каких-то черных сарафанах. Все это не имеет никакого отношения ни к Православию, ни к благообразию, ни к достоинству, ни к скромности. Это пародия на Церковь, дурновкусие. Насаждая фольклорное, музейное, костюмированное Православие, мы словно сигнализируем обществу и человеку о том, что наша вера якобы не имеет никакого отношения к современной жизни. А между тем место Православия - на стремнине жизни и в сокровенном обиталище наших чувств.

Как говорить с молодежью

...Вспоминаю свой первый опыт участия в молодежной работе. Это было в далеком уже 1968 году в Праге, куда меня послали для участия в Христианском мирном конгрессе. Там была большая молодежная секция, включавшая более 200 человек... Напомню, что 1968 год в Европе был временем молодежных бунтов, которые на Западе именовались революциями... Молодежь повсеместно бастовала, стреляла, устраивала демонстрации и уличные битвы с полицией. Естественно, что накал тех дней выплеснулся в выступлениях участников нашей молодежной секции. Чувствовал я себя в этой атмосфере как-то не очень уютно. Но особенно неприятно мне сделалось, когда к нам пришел некий пожилой протестантский богослов, о котором говорили как о выдающемся уме, и неожиданно обратился к своим юным слушателям на этом языке молодежной субкультуры. Полагаю, что неприятие столь очевидной мимикрии под молодых было общим для всей нашей аудитории.

Каждый человек должен оставаться самим собой, и, когда я говорю о необходимости научиться говорить на языке, понятном для молодежи, я имею в виду не сленг, не жаргон, не принятые в молодежной среде мифологемы, не считающиеся в данный момент модными идеи и имена. Я говорю о способности священника, обращаясь к молодежной аудитории, проникнуть в суть реальных жизненных и духовных проблем нового поколения и ответить на них на основании Слова Божия. Ибо у нас с вами нет другого основания для диалога с миром. Но сформулировать свое слово к молодежи мы должны на простом и ясном языке...»

8 малоизвестных фактов из жизни владыки Кирилла

Уже в три-четыре года будущий Патриарх любил «служить» дома. «Я надевал специально сшитое для меня облачение, - рассказывает он, - а к годам к шести-семи уже мог без ошибки служить молебен или литургию».

В старших классах будущий владыка увлекся физикой и решил поступать в университет. Отговорил юношу его духовный наставник, сказав: «Хороших физиков в СССР много, а вот хороших священников не хватает».

Митрополит Кирилл открыл в Ленинградской семинарии специальный класс для девушек. Это была революция! Будущие священники перестали искать себе жен на стороне, и пороки, свойственные закрытым мужским коллективам, были сведены к минимуму.

Он единственный из архиереев Русской православной церкви уже 14 лет еженедельно ведет собственную телевизионную программу «Слово пастыря» по Первому каналу. А в 2004 году владыка стал автором одноименной книги.

В 2007 году на сенсационной встрече с отечественными рок-музыкантами - лидерами групп «Алиса» и «ДДТ» - владыка пошутил: «Рок-музыканты должны быть духовно и физически сильными людьми, чтобы постоянно выдерживать воздействие огромных децибелов. Вам надо давать молоко за вредность, - и добавил уже с пафосом: - Если хоть кто-то после рок-концерта задумается о смысле жизни, то, значит, эта жертва рокерами приносится не зря».

В одном из интервью признался, что всю жизнь страдал от застенчивости: «Этот фактор очень влиял на мое мироощущение, на выстраивание отношений с людьми. Только годам к пятидесяти я научился управлять своими чувствами».

Каждый вечер владыка Кирилл надевает спортивный костюм и выходит выгуливать своих любимых кавказских овчарок. Он проходит с ними 5 - 6 километров.

33 года назад он сделал свои первые горнолыжные шаги. С тех пор каждую зиму выезжает в горы, где можно покататься на лыжах.

Ольга ТЯГНИБЕДА, Анна ВЕЛИГЖАНИНА.

КСТАТИ

У «Комсомольской правды» с митрополитом Кириллом всегда были очень теплые отношения. Он охотно встречался с нашими журналистами, приходил в редакцию на «Прямые линии» и даже вел в газете свою колонку, где отвечал на самые разные вопросы наших читателей. Можно ли креститься неверующему человеку, о чем можно просить Бога, дозволено ли женщинам ходить в храм без платка и в брюках. О чем его только не спрашивали! На каждый вопрос он всегда умеет дать точный и мудрый ответ.

Беседы с митрополитом Кириллом читайте на нашем сайте

Анна ВЕЛИГЖАНИНА