Премия Рунета-2020
Россия
Москва
0°
Boom metrics
Политика22 мая 2009 22:00

Назначаемые

22 мая депутаты Госдумы приняли сразу во 2-м и в 3-м чтениях президентский законопроект, изменяющий процедуру назначения председателя Конституционного суда (КС) и двух его замов

До сих пор Конституционный суд выбирал председателя самостоятельно - голосованием среди судей КС. Тогда как главы двух других судов высшей инстанции - Верховного и Высшего арбитражного - назначаются Советом Федерации по представлению президента. И вот теперь к ним присоединяется и Конституционный суд. Вместо выборов главы КС кандидатуру на эту должность будет предлагать президент, а сенаторы будут ее утверждать.

Кроме того, срок полномочий главы КС увеличивается с 3 до 6 лет (такие же сроки у глав других высших судов).

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Хрустальная независимость

Похоже, перед вертикалью власти пал последний бастион «разделения властей» в том романтическом, абсолютном понимании этого слова, которое было популярно в начале 90-х. Именно тогда посреди измордованных советской властью, выхолощенных и готовых принять любое решение по первому обкомовскому звонку судей возникло это странное новообразование - Конституционный суд. Слепленный по западному образцу, он был РЕАЛЬНО фантастически независим. И мало кто видел опасную дисгармонию - жалкая разваленная страна, балансирующая на грани хаоса, и хрустально честный педантичный суд, следующий римскому: «Пусть мир рухнет, но восторжествует закон».

И в 1992-м случилось то, что в медицине называют отторжение. КС принимает знаменитое (и абсолютно законное) решение не в пользу Ельцина. А Борис Николаевич, будучи нормальным русским государем (как наших правителей не называй, а сущность одна), выбирает, конечно, не туманные экзерсисы какого-то там права, а привычную целесообразность. И давит все это безобразие танками.

Зачем я все это вспоминаю? Есть в сегодняшнем президентском решении и событиях 17-летней давности общая деталь. Будь КС в 92-м более зависим или хотя бы по-византийски уклончив и гибок, не было бы позорного расстрела парламента. И кто знает - может, и слово «демократ» не стало бы ругательным со всеми вытекающими последствиями.

Но приходится признать - «хрустальная» независимость Конституционного суда давно осталась там, в 92-м. И сейчас происходит лишь юридическое оформление давно завершенного процесса. Это ни хорошо ни плохо. Но немного грустно. Потому что в России, похоже, по-другому уже нельзя.

Владимир ВОРСОБИН