- Цена на нефть высокая, и до середины следующего года она будет держаться на таком уровне, - заявил в понедельник вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин. - Пока цена высокая, говорить о девальвации рубля не приходится.
Вчера за баррель «черного золота» на мировом рынке давали 74 доллара. Для сравнения, год назад цена была вдвое выше и достигала максимума в 147 долларов. Но почему курс рубля так сильно зависит от цены на углеводороды?
- Мы получаем более 60% экспортных доходов от продажи нефти, - объясняет Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК. - А в доходной части бюджета поступления от сбыта нефти и газа достигают 40%. Соответственно чем больше в страну приходит нефтедолларов, тем выше курс рубля.
Но стоит ли надеяться на то, что цена на нефть останется на высоком уровне, ведь этот рынок очень спекулятивный? В правительстве не расслабляются. По расчетам Минфина, в этом году средняя цена нефти составит 54 доллара за баррель, а в следующие три года - 55, 56 и 57 долларов за «бочку» соответственно. Но даже это резко не повлияет на курс национальной валюты.
- В ближайшее время фундаментальные показатели не изменятся, - считает Алексей Кудрин.
Между тем некоторые эксперты на днях предлагали правительству провести девальвацию, то есть за один день опустить курс рубля на 30 - 40%.
- В этом случае российская продукция станет конкурентоспособной, заводы заработают, появятся рабочие места, - объяснял глава Ассоциации региональных банков «Россия» и депутат Госдумы Анатолий Аксаков. - В банки начнут поступать долги от предприятий, которые обесценятся. Но минусом девальвации станет высокая инфляция.
В правительстве от этой идеи отказались. О чем официально заявили и глава Центробанка Сергей Игнатьев, и министр финансов.
- Искусственная девальвация никому не поможет, - согласен Игорь Николаев. - Мы почему-то забываем, что нашим компаниям нужно конкурировать по качеству, а не по цене. А то получится так, что наши товары относительно других станут дешевле - значит, можно опять ничего не делать, не модернизировать производство, все и так будет продаваться. Это путь в никуда.