Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Экономика30 августа 2009 22:00

Российские олигархи в кризис: «Вершки - в оффшоры, корешки - в Пикалево и Тольятти»

Все сливки российской промышленности, создававшейся еще в советское время, принадлежат кипрским оффшорам

Туда же, как в черную дыру, засасываются миллиарды рублей, которые правительство тратит на борьбу с кризисом. К такому неутешительному выводу пришли известные экономисты Никита Кричевский и Владислав Иноземцев, подготовившие доклад «Постпикалевская Россия».

КАК ВЫВОДЯТСЯ ДЕНЬГИ

Обычно это выглядит так: завод «А» принадлежит комбинату «Б». Тот, в свою очередь, входит в холдинг «В», который принадлежит финансово-промышленной группе «Г», чей главный акционер - оффшор «Рога и копыта лимитед». Кто стоит за этим нагромождением, не всегда понятно. Хотя, конечно, секрет полишинеля, что «Базовый элемент» - это империя Олега Дерипаски, а «Альфа-групп» контролируют Михаил Фридман и партнеры.

«К чему такие сложности?» - спросит внимательный читатель. Чтобы прятать от российских налоговиков баснословные прибыли, выводить за бугор деньги от продажи сырья, будь то нефть, металлы, лес или уголь.

ШАЛЬНЫЕ ДИВИДЕНДЫ

Как это делается на практике? Виртуозно! Нижнетагильский металлургический комбинат выплавляет чугун. Продает его, получает прибыль, из которой платит зарплату рабочим (в среднем 18,5 тысячи рублей в месяц в I квартале 2009 года), покупает новое оборудование, растет, развивается. По идее с теми деньжищами, которые в последние годы зашибали наши металлурги, предприятие должно было поменять все доменные печи на суперсовременные, а рабочие могли бы зашибать по 40 - 50 тысяч в месяц. Но почему этого не происходит? Потому что за последние 4 года НТМК выплатил своему главному акционеру кипрскому оффшору «Мастеркрофт лимитед» дивиденды 54,89 миллиарда рублей! Контролирует этот оффшор «форбс» Роман Абрамович. А что происходило с деньгами из НТМК на солнечном средиземноморском острове - тайна за семью печатями. На то он и оффшор, чтобы никто ничего никогда не узнал. Тихая гавань! Зато все знают, что новая яхта Абрамовича «Эклипс» стоит 340 миллионов евро (по текущему курсу - около 15 миллиардов рублей).

ЗОЛОТЫЕ ПАРАШЮТЫ

Впрочем, не одними дивидендами сыты наши новые олигархи. Взять, например, компанию «Уралкалий». С 2002 по 2008 год продажи компании выросли с 3,9 до 4,8 миллиона тонн. А вот издержки - почти в два раза. Примерно такая же картина на предприятии «Русал-Братск»: там рост производства алюминия составил 4,9%, а расходы на собственное содержание увеличились в 2,7 раза.

«На многих олигархических предприятиях объем зарплат, бонусов, представительских расходов нескольких десятков менеджеров превышал объем фонда оплаты труда многотысячных трудовых коллективов, - пишут в своем докладе экономисты. - Пример: управленческие расходы ОАО «Русал Красноярск» в 2008 году - 1,786 миллиарда рублей. А общий объем фонда оплаты труда работников - 1,624 миллиарда».

Кое-где ситуация просто неприличная. Средняя зарплата 130 менеджеров «Мечела» в прошлом году - 230 тысяч рублей, а средняя зарплата 17 тысяч рабочих Челябинского металлургического завода - 19 333 рубля в месяц. Возьмем «Металлоинвест» Алишера Усманова. Рабочие на комбинатах получали в первом квартале от 17 до 21 тыс. рублей в месяц, а средняя зарплата менеджеров головной компании - 526 тыс. рублей! И это еще цветочки - в прошлом году, до кризиса, «белые воротнички» «Металлоинвеста» имели 700 тыс. рублей в месяц и больше.

ПРИНУЖДЕНИЕ К ПОМОЩИ

Казалось бы, к чему считать чужие деньги? Дело собственника - как распоряжаться прибылью. Так же вели себя и американцы, и европейцы: катались на частных самолетах, устраивали вечеринки, кушали на золоте с хрусталем. А новые станки закупали за счет кредитов.

Но, как напоминает Никита Кричевский, в США такие гиганты, как «Дженерал моторс», «Крайслер», страховая компания «АИГ», сменили собственников, а в России с начала кризиса не обанкротился ни один олигарх. Никто из них не продал яхту, зато за правительственными кредитами в очередь выстроились.

Правительство дает деньги, чтобы рабочим не задерживали зарплату, но олигархи, как отмечают Кричевский и Иноземцев, заботятся не о сохранении рабочих мест. Их волнуют только личные капиталы, надежно припрятанные в оффшорах. Зачем государство им помогает?

Экономисты дают ответ и на этот вопрос. Ситуации в Пикалеве и Тольятти показали: олигархи научились шантажировать власти. Не дадите кредит - остановим конвейер, люди выйдут на улицу, будет социальный взрыв. Известно, что 31 декабря 2008 года «Русал Красноярск» выплатил своему оффшорному владельцу дивиденды на сумму 8,9 миллиарда рублей. Где лежали эти деньги, когда жители Пикалева перекрывали федеральную трассу и фактически вынудили премьера Владимира Путина приехать и решить их проблему?

Где были те 23 млрд. рублей, которые государство дало АвтоВАЗу, когда тысячи тольяттинцев митинговали против остановки конвейера?

Что же теперь делать? Кричевский и Иноземцев предлагают 7 шагов для того, чтобы избавиться от балласта олигархов. Их суть сводится к тому, что финансовую помощь заводам нужно обменивать на реальные акции. Чтобы те олигархи, которые не могут заплатить по долгам, отдали свои активы в собственность государства. То есть фактически экономисты предлагают национализировать заводы, за копейки розданные олигархам в 90-х годах.