Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика1 сентября 2009 22:00

Экономист, научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов - о госкорпорациях: «Вместо того чтобы отдать деньги людям, которые умеют что-то делать, насоздавали бессмысленных контор»

Генпрокуратура начала проверки госкорпораций. Сделать это поручил президент Дмитрий Медведев. Госкорпорации обходятся казне слишком накладно, а польза от их работы видна далеко не всегда. К 10 ноября прокуроры подведут итог: какие из госкорпораций не зря едят свой хлеб с маслом, а какие - слишком жирно намазали его икрой. Об эффективности госкорпораций мы поговорили с Александром Приваловым.

«ЕСТЬ ПРЕЦЕДЕНТ - ЕСТЬ АРГУМЕНТ»

- Александр Николаевич, все ли госкорпорации одинаково бесполезны?

- Они очень разные. Некоторые из них вполне оправданны, существует международный опыт такого же рода. Если взять Внешэкономбанк, то банки реконструкции и развития нередко имеют сходную юридическую форму. Агентство по страхованию вкладов - абсолютно нормально. Даже «Олимпстрой» имеет прецеденты - в некоторых странах, которые проводили Игры, тоже были похожие юрлица с теми же особенностями. Есть прецеденты - значит, есть объективные аргументы. А когда прецедентов нет, то либо ты умнее всего человечества, либо у тебя какие-то частные интересы.

- То есть другие госкорпорации прецедентов не имеют?

- Было найдено организационное решение, которое президентским юристам показалось изящным. В итоге оно расширилось на ряд областей, в которых оно точно не изящно. Госкорпорации делятся на две категории. Первая - это, условно говоря, филиалы госбюджета. Они появились в тот момент, когда правительство совсем уж достали вопли о том, что нельзя все деньги отдавать американцам (вкладывать в казначейские бумаги США - в них сейчас вложено около $140 млрд. резервов ЦБ. - Прим. ред.), надо хоть что-то делать. Но, вместо того чтобы дать деньги людям, которые умеют что-то делать, они насоздавали совершенно бессмысленных контор: например, «Роснано» и «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Конечно, должны быть люди, которые бы занимались этими задачами. Но мне не очень понятно, почему, ставя эти задачи перед новыми образованиями, мы вывели их из-под стандартных процедур контроля. И совершенно не очевидно, почему им дали вперед гигантские деньги. Они еще не были созданы, а им уже посыпали на голову немереные миллиарды. На мой взгляд, и то и другое было ошибкой.

- Как же надо было поступить?

- Не нужны эти особенности. Пусть будут акционерными обществами или ГУПами. Задач национального масштаба, для которых узки нынешние организационно-правовые рамки, я не знаю. Для того чтобы быстро бегать, необязательно надевать невиданную форму одежды.

«НАШ ЧИНОВНИЧИЙ АППАРАТ - ЭТО ГИГАНТОЗАВР»

- Тем не менее правительство продолжает создавать госкорпорации. До недавнего времени их было семь, в июле создали еще одну - «Автодор». Сейчас же хотят создать и девятую - «Российское финансовое агентство». Зачем это нужно?

- Чиновничий аппарат, тем более такой плохо управляемый, как у нас, - вещь очень инерционная, как какой-нибудь гигантозавр. Вот у гигантозавра голову уже отрубили, а ноги еще идут. Эта нога получила задание в мае, а та - в прошлом декабре, и они работают каждая в собственной логике и плохо увязаны друг с другом. Ничего необычного.

- А чем госкорпорация отличается, например, от федерального агентства?

- Во-первых, есть знаменитая фраза бывшего премьера Михаила Фрадкова: «Работать в госкорпорации все равно что в правительстве, даже лучше, потому что взяток брать не надо, и так зарплата немереная». В госкорпорациях высокие зарплаты объясняют тем, что они берут специалистов экстракласса, переманивают их с рынка, поэтому и должны предлагать выгодные условия. Но когда классные специалисты работают в рыночной компании, она им платит из уже заработанных денег. А вы им, ребята, платите из того, что вам отсыпали из бюджета за ваши красивые глаза! Это принципиальная разница. Во-вторых, в федеральном ведомстве нет собственности. Ему ничего не принадлежит, даже здание, в котором оно сидит. А в госкорпорации активы, активы, активы - другое дело совсем.

- Кстати, больше всего активов у «Ростехнологий», к которым сейчас больше всего претензий...

- Естественно, туда свалены без разбора сотни предприятий, большинство из которых находятся в катастрофическом положении. Недавно все страшно шумели, что отстегнули 25 млрд. рублей АвтоВАЗу, а никакого сдвига к лучшему не произошло. Не волнуйтесь: туда сунут еще 25 и еще 125 млрд. Потому что, передав управление АвтоВАЗом в «Ростехнологии», государство просто умыло руки и отказалось решать проблему по существу. АвтоВАЗ - это много народу, большие города, которые работают на это безнадежное предприятие. Проблему надо было разделить. Социальную часть - в одну ладошку, управленческую по бизнесу - в другую. Отдав все это в «Ростехнологии», эти две проблемы спекли вместе. А когда они неразделимы, они неразрешимы. Пока мы пытаемся на одной ладони удержать два арбуза, оба арбуза падают.

«КИТАЙ СТРОИТ ЗА 10 ДНЕЙ ДОРОГ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЫ ЗА ГОД»

- Создание госкорпорации «Автодор» решит проблему российских дорог?

- Нет. Аргументы по крайней мере были очень смешные. Мол, в силу действующего у нас Закона о госзакупках неизбежно получается так, что до дорожных строителей деньги доходят не раньше, чем к бывшим ноябрьским праздникам, а то и прямо под елку. Нехорошо. И как справедливо заметил один мой собеседник по этой части, государство встало перед стандартной проблемой цыгана из анекдота: «Новых детей будем делать или старых отмоем?» Решило новых наделать. Мол, менять кошмарный закон не будем, а сделаем новых ребят, чтобы они могли госденьги довести до дорожного строительства (в идеале надо бы, конечно, не позднее чем к марту), например, к маю. Но это просто собачий бред. Это попытка решить проблему средствами, которые нигде в мире никогда не приносили ни малейшего успеха. Это очередной уход в кусты от проблемы, которая крайне негативно сказывается на жизни всей страны.

- Весомым аргументом, насколько я помню, был китайский опыт...

- Конечно, то, что сейчас китайцы делают с дорожным строительством, уникально - они строят за 10 дней дорог больше, чем мы за год. Они побили даже американский рекорд 1960 - 1970-х годов, который казался недостижимым. И когда пропихивали этот самый «Автодор», в качестве неубиенного аргумента был как раз китайский опыт. Наши говорили: вот, смотрите, они же делают это на основании платных дорог! В Китае действительно чуть ли не на каждой дороге стояла будочка со шлагбаумом, и какой-то из бесчисленных китайцев там сидел и собирал деньги. Юмор ситуации в том, что с 1 января нынешнего года китайцы от этого отказались - у них больше нет платных дорог. Мы пристроились мочиться у колеса телеги, а телега-то отъехала! Мы старались угнаться за Китаем, а он больше не там.

- Как же нам все-таки решить проблему?

- Почти во всех развитых странах строительство дорог финансируется одинаково. Половина тех денег, которые ты отстегиваешь на заправке за бензин, идет прямым ходом в дорожное строительство. Ничего более простого и естественного придумать нельзя. Дороги оплачивают именно те, кто ими пользуется, и ровно в той мере, в какой ими пользуются. Мало ездишь - меньше платишь, больше ездишь - больше платишь. Идеальная справедливость, идеальная простота. Нет, мы пойдем другим путем, как сказал Владимир Ильич Ленин. Мы сделаем все не как у людей. Почему? Опять потому, что мы не будем отмывать грязных детей. В Бюджетном кодексе написано, что не бывает у нас целевых налогов. Ну все - теперь будем стоять как стена. Но если мы глупость написали, может, передумаем, изменим соответствующую запись Бюджетного кодекса?

- Но у нас ведь тоже налоги собирают, только не с автолюбителей, а с нефтяных компаний...

- Конечно, в стоимость бензина включен гигантский акциз. Он уходит в общий бюджетный котел. И расходуется в том числе на ту самую спальню для дома приемов МВД за 20 млн. рублей, о которой вы писали недавно. Может быть, им и правда нужна спальня с золочеными кроватями, я не знаю, но твердо уверен, что это не решает дорожных проблем.

- Александр Николаевич, как резюме: какие госкорпорации, на ваш взгляд, имеют право на существование?

- Разумно сохранить такие особенности за тремя - Агентство по страхованию вкладов, ВЭБ и «Олимпстрой». А остальные преобразовать в коммерческие компании.