Премия Рунета-2020
Краснодар
+20°
Boom metrics
Общество20 мая 2010 15:32

Первое интервью после плена моряки "Московского университета" дали "Комсомолке"

"Если бы военные пришли на два часа позже, мы бы погибли!" [фото+видео]

Так аэропорту Краснодара не встречали еще ни одну звезду. Толпа журналистов и операторов, родственники, да и просто неравнодушные люди - моряков с танкера «Московский университет» чествовали как национальных героев. Близкие экипажа приехали с охапками цветов и ждали, когда смогут увидеть своих родственников.

Напомним, танкер, перевозивший 100 тысяч тонн нефти, был захвачен 5 мая в восточной части Аденского залива и освобожден на следующий день российскими военными с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Никто из 23 членов экипажа не пострадал. Десять пиратов были задержаны, один убит. Читайте хронику>>>

Мама электромеханика Сергея Коценко Людмила Николаевна, получив известие о захвате судна, как и все родные экипажа не спала всю ночь, в отчаянии сжимая в ладони настоящий капитанский значок в виде якоря, оставшийся от мужа-капитана. Этот значок, а также Святой Георгий, по ее мнению, и помог команде выдержать суровое испытание.

- Мой муж - отчим Сережи, к сожалению, умер несколько лет назад, - говорит Людмила Николаевна, крепко сжимая в ладони талисман. - С тех пор я верю, что он помогает мне в трудные минуты. Так было и в этот раз! Вообще же я горжусь своим сыном! Будь моя воля, то не отпустила бы его в очередное плаванье. Но он уже самостоятельный человек, так что не буду ему препятствовать.

По ее словам, танкер освободили в День Георгия Победоносца. Утром, когда российские военные штурмом отвоевали экипаж корабля, и поверженные разбойники понуро сидели на палубе, взошло солнце, пошел дождь и над танкером появилась радуга. В этом моряки увидели знамение. Не даром Сергей носит на своей груди изображение святого Георгия.

Увы, но торжественной встречи не получилось. Когда самолет приземлился, представители Новороссийского морского пароходства сделали все, чтобы укрыть моряков от зевак и журналистов. Сначала экипаж тайно отправили в вип-зал, потом вывели через отдельный вход и посадили в автобус, принадлежащий компании. Родителям даже не дали обнять и поцеловать своих сыновей.

- Из одного плена попали в другой, - с обидой сказал кто-то из прессы.

Расстроенные родители матросов сели в свои автомобили и поехали вслед за автобусом с сыновьями.

А вот капитан судна Юрий Тульчинский из Москвы так еще и не прилетел. Вместе с супругой и дочкой они остались в столице у своих знакомых до выходных.

Фоторепортаж >>> + Фотогалерея >>>

Огня было столько, что и Прометею не снилось

И все-таки «Комсомолке» удалось встретиться с членами экипажа. Элеткромеханика Сергея Коценко мы поймали, когда он подъехал к своему дому в Новороссийске.

- Серега, с возвращением! Ты герой! Молодец! - Подлетели к нему соседи, едва он вышел из машины.

- Да, за моего мальчика от Прибалтики до Владивостока болели, письма летели со всего света, - мама Сережи Людмила Николаевна уводит нас в сторону, чтобы сын мог пару минут поговорить со знакомыми. - Знаете, перед встречей в аэропорту я заехала на заправку. Там была такая очередь, что если б я ее ждала, то опоздала бы. Тогда я вышла из авто и сказала, что еду в Краснодар встречать сына - моряка, который отбивался от пиратов в Аденском заливе. Меня тут же пропустили вперед!

Подошедший Сергей признался, что вспоминать о тех часах не очень-то хочется.

- Это не я герой, это военные, освободившие нас - молодцы, обязательно поставлю свечки за них и свою команду, - добавляет он. - Утро начиналось как обычно. Умылся, налил какао, а тут - тревога! Ребята заметили сначала одну моторку пиратов, а потом и еще одну. Капитан попытался увести пароход, но у нападавших было преимущество - легкая лодка, которая сразу же нас догнала. Гранатометы, «Калаши» - по нам палили не переставая. Старпом Михаил Мигунов, уже попадавший в подобную ситуацию год назад, не давал залезть пиратам на борт, отстреливаясь сигнальными ракетами. Бегал прямо под пулями! Ребята - Паша Донченко, Владимир Булавин, сражались плечом к плечу, прикрывая старпома. И главное - все так дружно, профессионально, будто они этим всю жизнь занимались.

Российский пулемет Корд-12.7. Из него пираты обстреливали танкер.

Фото Сергея Коценко

В это время повар Алла Гаврилова и буфетчица Елена Ильяшенко мигом собрали еду - полуфабрикаты, печенье и воду. Для таких случаев на камбузе есть отдельные запасы, так что в панике вытаскивать все из холодильника и снимать с полок ничего не пришлось.

Когда отбиваться стало нечем, команда спустилась в Цитадель, так моряки называют румпельное отделение.

- Ни секунды без дела не сидели, - говорит Сергей Коценко. - Знали, что пираты будут взламывать дверь, поэтому ее нужно хорошенько забаррикадировать. Схватили огромные судовые канаты и за несколько минут завалили ими вход. А это ведь несколько тонн!

Эту дверь ломали морские разбойники, чтобы добраться до моряков.

Фото Сергея Коценко

Спустя несколько часов, когда флибустьеры все-таки выломали дверь,их ждал сюрприз. Справиться с подобным препятствием одиннадцати пиратам было сложно, поэтому они облили канаты бензином и подожгли. Но у экипажа на этот случай были припасены гидранты и огнетушители. Пожар тут же потушили. Противостояние за эту дверь длилось ещё долгие часы, команда боролась с поджогами, бандиты поджигали и палили по экипажу из автоматов.

Поверженные пираты.

Фото Сергея Коценко

«Мы никогда не хохотали так, как в плену»

- Все это время мы больше всего переживали за наших женщин на борту - Аллу и Лену, - в один голос говорят ребята. - Все понимали: если пираты прорвут оборону, нас расстреляют, а девочкам придется гораздо хуже.

- А мы даже мысли не допускали, что может случиться что-то плохое, - совершенно серьезно говорит Елена Ильяшенко. - Страх был только в первые минуты. А потом было уже не до того. Парни работали, укрепляли позиции, а мы с Аллой их подбадривали. Кажется, что столько мы не шутили и не хохотали еще ни разу в жизни. Ребята все время хотели нас с ней увести куда-нибудь подальше, спрятать, но мы отпирались: на борту нет мужчин и женщин, есть только члены экипажа.

В это же время на родине моряков, в Новороссийске, Туапсе, Сочи и Ростове, не находили себе места их родители. Отец капитана Тульчинского Игорь Иосифович позвонил второму сыну, Вадиму, близнецу Юры.

- Он ведь тоже капитан, в тот день был в рейсе в районе США. Когда в Интернете появилась информация о том, что танкер ведут к берегам Сомали, мы с женой стали паниковать. Это означало, что экипаж захватили. Тогда Вадим зашел в специальную спутниковую систему, которая есть на каждом торговом судне, определил местонахождение «Московского университета». Оказалось, что судно стоит на месте. А это означало, что захватчики им не управляют. Какой камень у нас свалился с души!

Команда же вздохнула с облегчением, когда узнала, что на помощь им идет корабль «Маршал Шапошников».

- Дело в том, что с командой этого судна мы расстались за сутки до ЧП, - объясняет Елена. - Военные сопровождали нас в Аденском заливе и ушли только тогда, когда мы прошли опасную зону. За это время мы так подружились с ребятами, что расставаться не хотелось! И тогда подполковник Андрей Ежов, командир подразделения морской пехоты Тихоокеанского флота, сказал: «Ребят, вы, если что, обращайтесь. Мы своих в беде не бросаем!» Конечно, тогда мы посмеялись, не думая о том, что его слова окажутся пророческими. Представьте, как мы радовались, когда с нами связались военные, сказали, что идут на помощь. И по рации мы услышали знакомый голос: «Это я, Еж! Как вы там, ребята, нормально?». Все это время, которое его команда штурмовала наше судно, я хотела только одного: расцеловать его! Это только в голливудских фильмах русские вояки - огромные, глупые, не умеющие связать двух слов. Наш подполковник - удивительно улыбчивый, умный, добрый, с потрясающим чувством юмора! Он верил в своих ребят, а они в него, потому все и получилось!

- Огня было столько, что Прометею и не снилось, - вставляет Коценко. - Пираты не сдавались даже во время штурма и под пулями пытались выломать нашу дверь. А команда «Шапошникова» все сделала так четко, что никто из нашего экипажа не пострадал.

Фото Сергея Коценко

После освобождения бывшие пленники бросились на палубу, чтобы обнять Ежова и его ребят. Следующие несколько дней они чинили судно. Сейчас «Московский университет» стоит на якоре, ждет ремонта.

После возвращения домой большинство моряков сразу же отправились в... парикмахерскую.

- Я весь рейс мечтала о хорошей прическе и маникюре, - улыбается Елена, кокетливо поправляя идеально уложенные волосы.

- Не одна ты, - подмигивает ей Сергей Коценко, встряхивая густой гривой. - А вообще дел еще куча: увидеться с друзьями, дом построить.

- И привести в него невесту, - ласково улыбается его мама, Людмила Николаевна. - Работа - это хорошо, но ведь на берегу, кроме меня, тебя должен ждать кто-то еще.

ЧИТАЙТЕ В КП:

Хроника событий

Моряки с «Московского университета» вернулись домой

Капитан «Московского университета» спас судно благодаря отцу

Кубанские моряки отбивались от пиратов болтами и шлангами с водой

Экипаж освобожденного из плена танкера вернется домой через месяц

О команде «Московского университета» можно снимать голливудский блокбастер

За "Московским университетом" следят по спутнику

Родные капитана «Московского университета» сидят, как на пороховой бочке

Пиратские набеги выгодны владельцам танкеров и грузов?

Год назад команда старпома одолела пиратов с помощью иконы и пожарных шлангов

Из-за захвата новороссийского танкера перевозки грузов могут резко подорожать

Новороссийские моряки освобождены из плена сомалийских пиратов