Маршрут туриста

Ростов-на-Дону - Сочи: едем в путешествие на своей машине
Каждое лето сотни тысяч машин устремляются на юг России по трассе М-4, чтобы попасть на черноморское побережье. Многие отдыхающие выбирают личный автомобиль, не только как способ добраться из пункта А в пункт Б, но и как хорошую возможность посмотреть места, не встречающиеся на обычных туристических маршрутах.

«Комсомольская правда Ростов-на-Дону» совершила автотур из южной столицы в славный город Сочи, чтобы оценить, насколько удобно россиянам добираться до главного курорта страны на собственном транспорте.

Наш автомобиль — новый кроссовер Geely Atlas от «Вик Авто». В команде — опытный водитель и журналисты. Поехали!

ДОРОГА

От Ростова-на-Дону до Краснодара можно доехать двумя основными путями. Первый — это федеральная трасса М-4 «Дон» с тремя платными участками. Второй – полностью бесплатная дорога через Азов, Староминскую, Каневскую, Брюховецкую и Тимашевск. Второй путь мы протестировали год назад на «Маршруте болельщика». В этот раз у нас стояла задача максимально быстро и комфортно добраться до пункта назначения, поэтому мы выбрали федеральную трассу.
ТАРИФЫ НА ПРОЕЗД
Первый платный участок между Ростовом и Краснодаром (1091-1119 км, от Батайска до Цукеровой балки) начал функционировать в конце 2017 года. В апреле текущего года был запущен еще один платный участок в Краснодарском крае (1195–1319 км, от станицы Павловской до, собственно, столицы Кубани). На первом проезд стоит 60 рублей днем и 30 — ночью, на втором 200 и 120 рублей соответственно. С 24 июня заработал участок на 1119 –1195 км трассы. Стоимость проезда по нему днем – 140 руб., ночью – 70 руб. Деньги взимаются на пунктах оплаты, которые построены на самой трассе. Водители могут платить наличными и банковскими картами.
КАК СЭКОНОМИТЬ
Перед поездкой имеет смысл прибрести транспондер T-pass. Его использование дает водителю скидку на проезд — от 20%, и возможность проезжать по выделенным «безостановочным полосам» на пунктах взимания платы. Сам прибор стоит 1000 рублей (особые серии с более емкой батареей и интересным дизайном 1150 и 1400 рублей). Срок службы — 5 - 7 лет. Пополнять счет транспондера можно через сайт или мобильное приложение «Автодор», а также в пунктах продаж, которые располагаются в крупных городах и рядом с пунктами взимания платы на трассе. Также тем, у кого есть транспондер T-pass можно подключить абонемент на несколько поездок со сроком действия от 30 до 90 дней. С ним можно сэкономить до 75% стоимости проезда.
Двигаться на платных участках можно со скоростью до 130 км/час, благодаря полностью разделенным потокам встречного движения, отсутствию светофоров и примыкания второстепенных дорог. Везде висят оповещения, что на трассе дежурят аварийные комиссары, готовые в любой момент приехать за поврежденным автомобилем и отбуксировать его в ремонтную мастерскую. Быстрый номер для вызова *390. Ночью трасса хорошо освещена, что является большим плюсом для водителей.

Больше всего нас порадовало отсутствие пробок. Нет никаких очередей и на пунктах взимания платы. Единственный затор, в котором нам пришлось постоять около получаса, образовался у самого Краснодара. Платный участок к этому месту уже закончился. Позволил сэкономить время и деньги и транспондер, которые мы приобрели заранее
У большинства российских водителей наличие платных участков вызывает возмущение. Но, если вы соберетесь путешествовать на своем автомобиле по Европе, то на проезд по дорогам придется отложить кругленькую сумму. Самым дорогим будет путешествие по Франции. Средняя стоимость проезда здесь составляет 0,12 евро за 1 километр движения. Есть и альтернатива – бесплатные дороги. Как правило, они менее удобны. Скорость там нельзя развить больше 60-70 км/час. И разобраться в местных развязках без GPS навигатора невозможно в принципе. А, например, в Болгарии платными являются все дороги, кроме кольцевых и внутригородских. Во многих странах продаются специальные виньетки, которые дают право проезда на 10 дней и более. В России перенимать европейский опыт начали с 2007 года.
После Краснодара начинается живописная дорога с видами на горы. А за Джубгой с правой стороны открывается прекрасный вид на море.

Однако, если ваш путь лежит до самого Сочи, как у нас, то готовьтесь к серьезному испытанию для любого водителя и автомобиля — горному серпантину. Хоть дорога там и хорошо сделана, но петляет по склонам, как самая настоящая змея. Путь от Джубги до Адлера занял у нас четыре часа, и под конец мы уже изрядно устали от нескончаемых поворотов.

Путешествие от Ростова до побережья было перенесено легко, а вот «финишная прямая» до Сочи — стала настоящим вызовом. Рассчитывайте свои силы, особенно если едете издалека. Перед серпантином водителю обязательно стоит отдохнуть. Также стоит заправить машину заранее – после Джубги количество АЗС на пути стремительно сокращается. Еще более редкое явление на серпантине – шиномонтаж. К этому также нужно быть готовым.

АВТОМОБИЛЬ

В путешествие мы отправились на автомобиле марки Geely Atlas. Это компактный городской кроссовер, который подходит для дальних поездок. Его выбирают девушки, поскольку он красивый и молодежный. Нравится модель и мужчинам потому, что у нее полный привод, хорошие ходовые качества и высокая проходимость.

Понравилось ехать на этом автомобиле и нам. Мы оценили хорошую маневренность авто. Порадовал и климат-контроль. Несмотря на уличную жару, находиться в салоне было очень комфортно. Понравились удобные сидения, которые уменьшают нагрузку на поясницу и шею во время долгой дороги.

ЖИЛЬЕ

Проживание в Сочи в высокий сезон — это, конечно, больной вопрос. Если ваш отпускной бюджет достаточно скромный, то на поиск не очень дорогого жилья уйдет немало времени.

Для проживания мы заранее забронировали номер в семейном отеле «Паруса». Он расположен в 300 метрах от пляжа и Олимпийской набережной. В номерах есть телевизор, кондиционер, банные принадлежности. Все очень удобно и комфортно. Было интересно посидеть во дворе гостиницы. Там есть бассейн для взрослых и детей, зона барбекю, множество беседок, детская площадка и даже пруд с фонтаном. Вся территория ухоженная, во дворе много зелени. Для постояльцев, которые хотят готовить себе сами, есть кухня-столовая. Персонал встретил нас очень тепло.
КОНТАКТЫ ОТЕЛЯ
Адрес отеля: г. Сочи, ул. 65 лет Победы, 44, тел. +7 (938) 470-10-70.
СТОИМОСТЬ ЖИЛЬЯ НА МОРЕ
Номер на двоих в гостинице или гостевом доме класса одной звезды в Сочи обойдется от 2200 до 3500 рублей в сутки. В целях экономии можно поискать жилье в соседних Адлере, Хосте или Лоо. Там можно найти номер и за 1300 рублей.

Более дешевые варианты, конечно, располагаются не на первой линии - дальше от моря и центра города. Гостиницы 2 и 3 звезды здесь будут стоить от 2300 до 5000 рублей. Стоимость же четырехзвездочных номеров стартует от 5000 рублей за ночь, хотя по сезонным предложениям можно найти скидки до 3500. Это примерные цены в июне. В самый пик пляжного сезона (в июле-августе) они еще увеличиваются.

ЕДА

Вдоль всего нашего маршрута обнаружилось немало остановочных пунктов, где можно перекусить. Там есть все — от чебуреков до шашлыка. Правда, в последнее время туристы все больше предпочитают международные сети ресторанов фастфуда, меню и цены в которых всем известны заранее. Они встречаются, как в Ростове, Краснодаре и Сочи, так и в Джубге, Туапсе или Лазаревском.
В курортных городах черноморского побережья вы найдете немало ресторанов на любой вкус, средний чек в которых начинается от 800 рублей. Для тех же, кто хочет кушать в точках общепита по умеренным ценам, открыто множество столовых, где стоимость обеда составляет 200-300 рублей.

Для себя мы выделили несколько блюд, которые нужно попробовать обязательно. Это хачапури по-аджарски или «аджарик», халюжи (чебурек с соленым сыром), а также жареная рыба барабуля.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Зачем ехать в Сочи, кроме как за солнцем и морем? Правильно, затем, чтобы увидеть что-нибудь интересное. Не будем сейчас вспоминать самые очевидные туристические объекты. Такие, как Дендрарий, Олимпийский парк, морской вокзал, дачу Сталина, музеи и водопады. Есть ряд менее популярных, но не менее интересных мест, для которых как раз пригодится своя машина.
Например, скайпарк «AJ Hackett Sochi», расположенный на дороге в Красную поляну. Там находится самый длинный подвесной мост в мире (высота более 200 метров). С этим поражающим воображение объектом связано множество аттракционов. Можно нырнуть вниз головой в глубокую пропасть. Или покататься на высотных качелях.
По дороге из Сочи в Хосту есть гора Ахун высотой 663 метра. С ее вершины открывается чудесный вид на море. Еще в первой половине XX века там построили башню. На вершину ведет достаточно сложный серпантин. Мы его легко преодолели.
Наверху мы обнаружили кое-что интересное — руины старого советского ресторана. Когда-то сюда привозили первых лиц страны. О былой роскоши говорят колонны и каменные вазы. Но после таинственного пожара весь этот шик закрыли. И теперь здание медленно разрушается. Поговаривают, что там можно увидеть привидение невесты. Которое, впрочем, никак не пугает игроков в пейнтбол, часто использующих здание для своих сражений.
А на склоне соседней горы Малый Ахун есть еще одни интересные руины, которые обязательно привлекут тех, кто любит жуткие легенды. Это дача полковника Андрея Квитко. Еще это место называют замок «Красный штурм».
Трехэтажный дом построили в начале XX века. Он, и вправду, похож на небольшой средневековый замок. Его состоятельный хозяин во время Гражданской войны бежал за границу. А чуть позже в этом богатом особняке прятались четыре белогвардейских офицера. Красногвардейцы заметили их и расстреляли. Отсюда и пошло название замка.

Вокруг этого места ходит множество легенд о совершенных здесь преступлениях и спрятанных внутри сокровищах. Рассказывают, например, что в 30-ых годах в здании располагался санаторий для сотрудников НКВД. И как-то пьяные постояльцы изнасиловали и убили девочку - дочь одной из сотрудниц учреждения. Убитая горем мать устроила самосуд – убила изуверов, а после повесилась. Сейчас это руины, заросшие деревьями и разрисованные граффити, но с верхних площадок все еще открывается потрясающий вид на море. Будете в Сочи - заезжайте сюда пощекотать нервы.
Еще советуем заглянуть в Воронцовские пещеры. Для этого придется отъехать от Сочи на 20 километров. Археологи нашли свидетельства того, что в этих подгорных образованиях обитали первобытные люди. В наше время там обустроен достаточно безопасный экскурсионный маршрут, и туристы могут спокойно войти в это древнее место.
КАЛЬКУЛЯТОР МАРШРУТА
Бензин Аи 95
6 736 руб.
138 литров на общую сумму
Плата за дорогу
208 руб.
за 2 участка (на момент проезда участка 1119 –1195 км трассы М-4 пункт работал в тестовом режиме).
транспондер
1 200 руб.
(приобрели заранее)
Проживание
6 900 руб.
за номер
завтрак
200 руб.
1 человек
ужин
500 руб.
1 человек

СОВЕТЫ ДЛЯ АВТОТУРИСТОВ

1
Выбирайте безопасность и комфорт. Ехать лучше там, где хорошо освещено и в любой момент придет помощь. Поэтому для поездки на море выбирайте федеральную трассу М-4.
2
Перед поездкой обязательно проверьте техническое состояние автомобиля. Заправьте полный бак топливом и возьмите с собой запас масла. Также не помешают световые знаки и трос.
3
Если вы едете в темное время суток, останавливайтесь только на территории специальных комплексов. Где-нибудь на трассе такая остановка может спровоцировать аварию.
4
Если есть возможность, отправляйтесь в поездку в компании двух водителей. Чтобы они сменяли друг друга. Если водитель все же один, то перед сложным участком стоит отдохнуть.
5
Забронируйте гостиницу заранее. После сложной дороги будет тяжело искать место для ночлега. К счастью, сейчас есть множество сервисов, на которых можно выбрать жилье и заблаговременно его забронировать.
6
Информацию о столовых и кафе можно уточнить у администраторов отелей. Либо, если есть время, определиться уже на месте. А вкусно там будет или не вкусно, можно понять только методом проб и ошибок.
7
Заранее планируйте весь маршрут. Изучите карту и местные достопримечательности. Подумайте, что вам интересно было бы посмотреть. Такое планирование поможет вам сэкономить время и изучить как можно больше всего интересного.
© АО ИД "Комсомольская правда".
Иконки: tilda.cc
Авторы
Илья БОГОМОЛОВ,
Наталья ВЕСНИНА
ФОТО
Илья БОГОМОЛОВ,
Евгения ГУСЕВА,
Сергей ЧЕРНЫХ,
Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Дизайн
и верстка
Кирилл БОЯРЧУК
Made on
Tilda